SOUNDТРАГЕДИЮ-эксперимент поставил в театре Семея режиссер Рача Махатаев
26, 27, 28 апреля в театре имени Ф.М. Достоевского в Семее прошли премьерные показы спектакля "Моцарт и Сальери", передает корреспондент Arnapress.kz.
Зрителей погружали в атмосферу спектакля еще в холле театра. Им показывали специально созданный видеоролик, знакомя с некоторыми гениями, которые упоминаются в произведении. А после предлагали пройти в малый зал, чтобы посмотреть историю большого злодеяния.
Действо происходит еще до начала спектакля – входя в зал, зрители видят актеров, которые уже существуют в своих образах в одном из театральных тренингов. В назначенное время на сцене появляется Сальери – Александр Сухов. Вся сюжетная линия как будто состоит из искаженных переживаний в его воспаленном сознании.
Над постановкой работал уже полюбившийся зрителю Семея режиссер Рача Махатаев. Объясняя выбор материала, он рассказывает, что были попытки поставить и другие "Маленькие трагедии" Пушкина. Но остановились на пьесе "Моцарт и Сальери", так как была задумка поработать именно с музыкой.
"В предыдущем спектакле "Опера нищих" мы достаточно плотно поработали с музыкой. Была идея о том, что нужно выходить на другой уровень, усложнять себе жизнь. И вот, собственно говоря, мы себе и усложнили жизнь, взяв "Моцарта и Сальери" и определив жанр как "SOUNDТРАГЕДИЯ", − говорит Рача Махатаев.
Что подразумевает такой необычный жанр, как SOUNDТРАГЕДИЯ? Режиссер отмечает, что основное внимание здесь уделяется музыкальной и звуковой составляющей.
"Мы делаем акцент именно на музыке самого стиха, Пушкинского слога. Когда работаешь классически, основное выразительное средство – визуальное пространство, костюмы, мизансцена, пространственные решения. Они задают, а музыка может только как-то подчеркивать. Но здесь мы перевернули эту систему. Мы даем музыке главенствующую роль, и она служит двигателем действия", − отмечает режиссер.
При этом в спектакле вы не услышите произведений Моцарта или другой классической музыки. Все композиции написаны специально актером театра Ярославом Жуковым, который в спектакле предстает в образе Черного человека.
К слову, это не первый опыт работы Ярослава в качестве композитора в постановках Рачи Махатаева. Ранее зрителя удивляли "Оперой нищих", созданной в не менее необычном жанре "криминального мУзЫкла".
Постановка "Моцарт и Сальери" стала своеобразным экспериментом для Рачи Махатаева. Ему впервые довелось работать на малой сцене.
"Безусловно, есть отличие от большой сцены. Первые дни было как-то некомфортно, потому что привык к большой форме, привык к тому, что должен заполнить огромный зал. А здесь так как форма малая, мы начали для себя открывать новые выразительные средства", − делится режиссер.
На подготовку ушел месяц ежедневных репетиций. До этого находились на связи с актерами, проводили читки и искали идеи в дистанционном режиме.
Роль Моцарта в спектакле играет Егор Ермолаев.
На сцене также появляется четверка в черном: Вячеслав Макеев, Максим Зацепин, Елена Ермолаева и Анатолий Ширяев. Они словно перевоплощаются то в демонов, подначивающих композитора совершить злодеяние, то в его совесть...
Вот что говорит режиссер о подборе актеров.
"О чем-то мы понимали заранее. Моцарт, Сальери, Черный человек... Мы понимали до начала репетиций. В момент сочинения у нас уже появилась эта четверка в черном. Это все по ходу. Я не пришел сюда со сделанной идеей. Мы сочиняли вместе, это все совместное авторство", − делится Рача Махатаев.
Текст произведения полностью сохранен в первоначальном виде. По словам режиссера, основная тема – гений и злодейство.
"Мне кажется, события, которые происходят, выходят за рамки просто какой-то зависти. Что мы хотим показать? Мы пытаемся исследовать злодеяние и то, как это сочетается и работает с гением. Так как это основная тема, вопрос какой звучит: "Гений и злодейство – две вещи несовместные?" Это вопрос, на который ответа нет. Я считаю, что можно сойти с ума, решая этот вопрос", − рассуждает создатель постановки.
Рача Махатаев отмечает, что никогда не ставит перед собой задачу побудить к чему-то спектаклем или сделать его призывом или инструкцией к каким-либо действиям.
"Спектакль настраивает зрителя погрузиться в осмысление этих вопросов. Нас интересует именно сам процесс. Вот этот путь осмысления в этом смысле важнее, чем результат. Потому что ответа на вопрос у Пушкина нет. Не думаю, что задача театра в том, чтобы давать ответ", − поделился мнением режиссер.
При этом на вопрос, кто ближе ему самому из персонажей, Рача Махатаев отвечает:
"Сальери, конечно. Потому что гений – это штука такая непонятная, неосознаваемо, что это вообще и кто это", − говорит он.
Для режиссера большая задача – чтобы после просмотра человек вышел встревоженным, взбудораженным, немного вышибленным из своего комфортного состояния, считает Рача Махатаев. Он признается, что будет только рад, если спектакль позволит зрителю задуматься над разгадкой больших и сложных вопросов.
В следующий раз посмотреть спектакль можно будет уже в мае, показы запланированы на 3, 12, 18 и 25 мая.
Отзывы