Умную комедию о дураках и высокомерии показали на сцене театра в Семее
Постановка создана по мотивам французского фильма "Ужин с дураком". В театре отмечают, что это яркий образец умной комедии. Происходящее на сцене уморительно, но при этом приглашает к серьезным размышлениям.
Главный герой комедии Пьер Брошан – возгордившийся человек, который решил, что он может смотреть на всех свысока. У него с приятелями есть одно развлечение – приглашать на ужин так называемых "придурков", которых они тщательно отбирают, и веселиться над ним, когда те не понимают, что происходит на самом деле. Вот только за свои нехорошие дела "умник" получает по заслугам и в итоге все-таки понимает, что дураком во всей этой ситуации оказался, скорее, он сам.
Корреспондент Arnapress.kz побывал на премьере спектакля и побеседовал с режиссером Андреем Глушковым.
− Почему вы выбрали именно этот материал для спектакля?
− Выбор пьесы − это достаточно трудоемкий процесс, но изначально дирекция озвучивает, формулирует некий заказ, в каких жанровых рамках нужно искать пьесу. В этот раз был заказ именно на комедию, потому что в репертуаре уже давно их не было. Прошлый сезон у нас был посвящен разного рода драмам, вот тогда и начался поиск комедии. Там было несколько вариантов, перебирали, рассматривали с разных позиций по поводу того, насколько они подходят нашему актерскому составу. В итоге остановились на этой комедии Франсиса Вебера, потому что, во-первых, это очень хороший материал, во-вторых, это не просто комедия, это "умная комедия", что очень радовало. Там есть моменты, в которых можно задуматься.
− Что вы, как режиссер, хотели сказать спектаклем? В чем, на ваш взгляд, актуальность материала на сегодняшний день?
− Это вечная тема. Мне хотелось бы сказать про то, что человек "раздулся", возвысил себя. Там есть такая фраза: "Он считает всех дураками". Пьер Брошан привык манипулировать людьми, использовать людей. Несмотря на то, что это комедия, эта тема там прямо сквозит через весь спектакль. С моей точки зрения, этот спектакль не про Франсуа Пиньона, которого так замечательно исполнил Иван Семенов, а про Пьера Брошана, который овысокомерился. И, к большому счастью, ему за это прилетает от судьбы. А инструментом этой судьбы был Франсуа Пиньон. В той череде несчастий, которые снова возвращают Брошана в человеческое состояние к финалу спектакля, и заключается комичность ситуации. Но в финале он снова становится человеком, а не раздувшейся огромной лягушкой. Такие в изобилии присутствуют в нашем современном обществе. Они были всегда и, наверное, еще очень долго будут, пока человечество не выйдет на какой-то новый эволюционный уровень, но это будет нескоро.
− Кто из персонажей импонирует вам больше всего?
− Импонируют они мне все, потому что в том же самом Пьере Брошане осталась человечность, он же возвращается к ней. Другое дело − то, как начинает спектакль Пьер Брошан. Вячеслав Юрьевич Макеев прекрасно это все исполняет. Он в начале и есть раздувшийся высокомерный и местами очень неприятный тип. А так мне импонируют все, они все по-своему забавные, кто-то из них немножко несчастен, на кого-то обрушиваются несчастья. Но они все хорошие люди.
− В спектакле довольно малое количество ролей. Трудно ли было отбирать актерский состав? По какому принципу отбирали?
− Отбор происходил даже не тогда, когда была выбрана пьеса, а материал выбирался, исходя из наших актеров. Изначально, читая пьесу или предлагая ее дирекции, я уже должен предполагать, кто будет исполнять главных героев, потому что хотя и очень редко, но бывает такое, когда совсем нет актерских совпадений с материалом.
− Постановка создана по мотивам фильма. Насколько приближенным к фильму вы сделали спектакль и в чем, наоборот, отличительные особенности?
− Главная отличительная особенность от фильма − это то, что, во-первых, у нас спектакль. Театр предполагает несколько другие изобразительные средства, несколько другую подачу материала, другую форму существования, потому что все-таки в зале на 550 человек даже сильно "затишать" нельзя. В фильме можно говорить очень камерно, тихо, как-то сокровенно достоверно. В театре все равно приходится чуть-чуть увеличивать громкость. Если бы мы были в малом зале, это было бы приближено к существованию в пространстве кино. Еще, конечно, самое большое отличие − актерский состав, потому что я привык исходить из актерской данности. Для меня самое главное, чтобы они выстраивали роль от себя, от своей фантазии. В фильме совсем другие актеры. И, конечно же, темпоритм спектакля тоже сильно отличается, потому что кино – это кино, его можно поставить на паузу, во время фильма можно выйти покурить, ходить на кухню, в кинотеатре даже можно выйти. Спектакль должен идти "на одном дыхании". И у нас вроде бы такое получилось.
− Сколько времени ушло на создание постановки? В работе над спектаклем использовали актерские находки или простраивали режиссерский рисунок?
− Мы все вместе сочиняли, что-то вносили актеры с их замечательной фантазией, где-то нам очень сильно помогал автор. Многое для нас сочинила наш замечательный художник Ксения Бодрова. Изобретенное ею пространство тоже очень много дало спектаклю и актерам. Это было коллективное сочинение, меня так учили в Екатеринбургском государственном театральном институте, чтобы актер был вовлечен в процесс создания спектакля. Какие-то вещи, естественно, предлагал я. Но в основном я пытался просто организовать актерское существование. Они молодцы, очень хорошая команда, с ними было приятно сочинять и работать.
Зрители уже успели оценить постановку – под постом о премьере на Instagram-странице театра они оставляют комментарии с благодарностью актерам и режиссеру.
"Очень шикарный спектакль!!! Хохотали от души!"
"Огромное благодарю за как всегда чудесное мастерство. Смеялись от души... очень поучительный спектакль. Актеры наши самые лучшие. Игра огонь. Всегда выходишь с впечатлением разным, все зависит от жанра .Хотелось аплодировать и аплодировать".
"Спектакль посмотрела на одном дыхании! Великолепная игра артистов!" – пишут довольные зрители.
Следующий показ спектакля пройдет уже 3 ноября.
Отзывы