Подземные ходы и клады: легенды региона рассказали краеведы Се
Перед началом мероприятия для погружения гостей в атмосферу легенд края студент второго курса музыкального училища имени Тулебаева Ақжігіт Арқаш исполнил на кыл-кобызе музыкальный номер "Ерден".
Краеведы поделились увлекательными историями, которые глубоко укоренены в культуре и истории региона. Одной из таких стала легенда о том, как появилась река Иртыш.
Краевед Ольга Исаева рассказала легенду о том, что Иртыш – это сын Алтая, который должен был хранить богатства могучей горы. Но из-за бурного нрава он изрыл котловину, в которую его посадил отец, за что и получил свое имя: от тюркских слов "ер" – земля и "тыш" – роющий, то есть "роющий землю". Пролетавший в вышине беркут рассказал Иртышу, что в далеких краях ждет его красавица Обь. Желание встретиться с возлюбленной побудило его перепрыгнуть через скалы и устремиться на север. И настал день, когда встретился Иртыш с богатыршей Обью. Слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому океану.
Следующую легенду о появлении Святого ключа рассказала краевед Екатерина Гуляева. Она поведала о том, что двести лет назад, зимой один местный житель поехал в лес, чтобы запасти дров. Но, плутая по лесу при тусклом свете луны, он заблудился, выбился из сил и стал замерзать. Он был уже на грани жизни и смерти, как вдруг разразилась великая гроза. Молнии ярко сверкали повсюду и небеса заиграли разными красками. Разгневанная стихия ясно осветила собой родник, бьющий в овражке неподалеку. Мужчина подбежал к ручью и прикоснулся губами к воде. Она была теплой.
Он стал жадно глотать ее, и вкус выпитой воды напомнил ему родной аул, дом и семью. Попив и умывшись, путник почувствовал, что его больше не морозит. Он согрелся, глаза стали ясными и чистыми, в них засветилась радость, а покинувшие его силы вновь к нему вернулись. Путник воспрянул духом. Со свежими силами он готов был продолжать поиски выхода из густой лесной чащи. Светящиеся огненные росчерки помогли ему увидеть местность. Затем все стихло. Но он уже успел осмотреться и сообразить, где находится, и вскоре сумел отыскать дорогу к дому.
На встрече также не обошли вниманием и казахские народные поэмы о влюбленных "Козы Корпеш и Баян Сулу", и трагедию "Енлик-Кебек".
Марат Сасанов и Павел Жуков поведали о кладах баев и купцов, живших в Семипалатинске, чьи богатства, по преданиям, до сих пор могут быть спрятаны под городом.
Так например, по преданиям, в подвале Воскресенской церкви перед арестом настоятель Борис
Герасимов спрятал церковные ценности и замуровал вход. В последствии клад так и не был найден.
Особое внимание было уделено городским легендам о подземных ходах, которые, по слухам, были вырыты для скрытных перемещений и хранения сокровищ.
Одна из легенд рассказывает о том, что из здания бывшего дома губернатора был построен подземный ход к Женской гимназии, чтобы дочь губернатора не испытывала трудностей песчаных заносов. Во время ремонта здания, перед вселением краеведческого музея, в подвале не были обнаружены никакие ходы. Алексей Зяблицкий, который в то время был начальником треста "Жилгражданстрой", слышал от рабочих о подземном ходе к проспекту Комсомола.
По другому преданию, из двухминаретной мечети вел подземный ход к дому муллы. После строительства мечети прихожане не захотели в нее ходить и для того, чтобы доказать святость этого места, мулла предложил закрыть его в мечети на 40 дней. Таким образом он хотел показать, что, если останется жив, значит мечеть построена правильно и на нужном месте. Сам же каждую ночь по подземному ходу проходил к себе домой и спокойно находился там до утра. По прошествии установленного срока прихожане нашли своего муллу полным сил и здоровья.
Кроме того, на встрече выступили восьмиклассницы Экономического лицея Ильвира Дюсенова и Дарья Ширшова, которые представили свои исследования о легендах Бородулихинского района. Они рассказали о местных преданиях, включая одну особенно запоминающуюся историю о гранитном выступе Бортастаган.
По легенде, в давнюю пору великанша пасла в поле своих овец. Заметив, как волк напал на ягненка из ее стада, чтобы отпугнуть его, она бросила первое, что попалось ей под руку – веретено. Оно упало в степь Сарыдала и осталось там лежать. С тех пор выступ гранита носит название Бортастаган – то есть "брошенное в волка".
Эти рассказы подчеркнули разнообразие местного фольклора и показали, что даже молодое поколение активно участвует в его сохранении и передаче.
Сейчас краеведы уходят на "каникулы", чтобы к следующей гостиной, которая пройдет в сентябре, собрать еще больше исторических и архивных сведений, провести экспедиции по региону и подготовить не менее увлекательные выступления.
Отзывы